В обсуждении вопросов евразийской общности, поднятых 21 марта 2017 г. на круглом столе «Эволюция философии евразийства и трансформация национальной аксиологии народов стран евразийской интеграции», принял участие известный украинский журналист, представитель харьковской общественной организации «Русь триединая» Сергей Владиславович Моисеев — участник общественно-политических событий в Украине последнего времени, так называемой «русской весны». Представляя людей, которые, по словам С.В. Моисеева, «не просто оперируют какими-то ментальными конструкциями, но живут этим, для них это реальная живая жизнь, они руководствуются определенными идеалами, идеалы работают».
«Хочу сказать, что евразийская общность — это империя традиционных ценностей, о чем здесь уже многие говорили. Если мы будем заниматься только экономикой, экономическим противостоянием Западу, то решим какую-то краткосрочную задачу, может быть, даже экономически их победим… Но что делать дальше? Экономика — это плохой цемент. У нас на Украине была Партия регионов, которая занималась только экономикой, больше ничем. Когда встал вопрос о жизни и смерти, партия рассыпалась в прах за один день, от нее ничего не осталось. Нужны реальные идеологические скрепы, которыми люди будут жить по-настоящему.
Название нашей организации свидетельствует о том, что для нас самой главной задачей является собирание цивилизационного ядра. Русь триединая — это не фигура речи, а живой духовный мистический организм, у которого есть глава. Святейший патриарх Кирилл носит титул не только Московского, но и всея Руси. Мне кажется, что если мы будем интегрироваться в евразийство по частям, то, как об этом здесь неоднократно говорили, может сложиться дисбаланс с перевесом в сторону Китая или мусульманских стран Ближнего Востока, Турции и так далее. Входить в состав ЕАЭС нам надо уже с каким-то готовым капиталом. Такой капитал — это наше великое наследие тысячелетней истории, которое нужно реализовать. Все знали, что Крым недолго оставался в составе Украины, но мало кто знает, что город Харьков в составе Украины находится с 1922 года. С 1503 года территория Харьковской, Сумской, Черниговской областей была в составе Русского государства, она присоединена по итогам второй Русско-литовской войны в 1503 году, еще до того, как в 1514 году был присоединен Смоленск. Об этом никто нигде не говорит, это тайна за семью печатями. Русские цари и князья имели возможность и привилегию проводить в жизнь духовно обоснованные решения. А у нас сегодня во главе угла экономика. Но про экономику в Библии написано одно слово — «приложится», если человек принимает духовно обоснованное решение. Ветхий и Новый Завет, а также наши святые отцы говорят о том, что Господь помогает такому человеку и от него «враги семью путями побегут». А «возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад» получает позор и войну.
Когда недавно праздновали присоединение Крыма, мои ребята из Харькова говорили мне, что у них совершенно другое настроение. Подняв восстание в Харькове 1 марта 2014 года, мы рассчитывали немножко на иное. По сути дела, с этого тогда началась „русская весна“.
Хочу отметить, что нас должны объединять символы не только дореволюционной истории, но и истории советского периода. В связи с этим очень важным символом является Победа в Великой Отечественной войне. И если мы возьмем духовную символику и подоплеку этой войны, то увидим, что практически все крупные победы приходятся на большие православные праздники. В частности, дата фактической капитуляции фашистской Германии 6 мая — это день Георгия Победоносца, более того, в 1945 году это была Пасха. К примеру, можно предложить, чтобы на Параде Победы военные несли икону Георгия Победоносца, и диктор бы говорил о духовных основах Великой Отечественной войны. Когда все фрагменты русской истории мы соберем воедино, они нам откроются из образа будущего той России, которую строит Господь, но не показывает нам всей картины, эта картина видится на расстоянии.
Когда большевики захватили власть, отобрав ее у февралистов, это было правильно. Если бы февралисты остались у власти, то мы бы сейчас жили в Европе со всеми вытекающими последствиями. У нас бы стояла тысяча монастырей, но это была бы декорация, а по духу мы были бы абсолютной Европой и были бы полностью интегрированы во все те процессы, которые мы там наблюдаем.
Сегодня становой хребет русской цивилизации проходит через Новороссию. Именно там произошел пассионарный взрыв русской идеи. Символ будущей Новороссии сейчас разрушен. Это храм Спаса-на-Скиту, который по величине и благолепию уступал лишь храму Христа Спасителя в Москве. Когда мы освободим территорию Харьковской области, этот храм — памятник прошлого величия России и будущей свободной Новороссии — станет тем символическим стержнем, который будет объединять цивилизационное ядро под названием „Русь“».